info@polit-techeniya.ru


 

Новости России




Дэн Сяопин

Родился Дэн Сяопин 22 августа 1904 года в селе Пайфан провинции Сычуань в семье местного землевладельца. Мать его рано умерла, а отец женился второй раз на дочке лодочника. В семье деньги водились, и Сяопин (до ухода в 1927 году в подполье его звали Дэн Сисянь) учился, не бедствовал. Его отец Дэн Вэньмин, сознавая значение образования, записал своего старшего сына в одну из лучших школ Цунцина на подготовительные курсы. Их Дэн Сяопин закончил и уехал в Европу.

Дэн Вэньмин состоял в тайном обществе ГЭЛАОХУЭЙ, имел звание знаменосца. Подобные общества в жизни старого Китая выступали как своеобразные политические партии. Поэтому можно сказать, что в семье Дэн Сяопина имелись традиции политической деятельности.

В декабре 1920 года французское судно «Портос» пришвартовалось к причалу Марселя. Среди прибывших была группа китайских юношей. Из них выделялся своим небольшим ростом и возрастом шестнадцатилетний Дэн Сяопин. Видимо, этот шаг был вполне обдуманным. Бурное для Китая начало 1920-х годов, идеи Октября распространяются среди интеллигенции, учащейся молодежи. Возникают первые марксистские кружки. Время и его пульс не могли не найти свой отзвук в душе Дэн Сяопина. Нужны были знания, и овладеть ими Дэн Сяопин решил на Западе.

В далеком Париже юноша упорно повышает свой образовательный уровень. Денег из дома и правительственной стипендии хватило ненадолго. Приходится в поте лица зарабатывать себе на жизнь. Работал на автозаводе «Рено», был кочегаром, подрабатывал официантом в бистро. В те годы, узнав жизнь с разных сторон, Дэн Сяопин принимает решение, определившее его всю дальнейшую судьбу.

В Париже в 1922 году он вступает в социалистический союз молодежи Китая, затем в 1924 году – в европейской отделение Компартии Китая. Живет вместе с Чжоу Эньлаем. Тогда и родилась, видимо, их прочная дружба. Она не раз потом выручала Сяопина из труднейших перипетий политической борьбы, служила мощным подспорьем в отстаивании своих взглядов.

Начал с распространения листовок среди китайских рабочих во Франции под шутливой кличкой «доктор Мимеограф», Дэн Сяопин быстро проявляет себя отнюдь не «маленьким» организатором и подпольщиком.

20 января 1926 года французские власти решили выслать Дэн Сяопина из страны. Его обвиняют в организации покушения на Хо Лучи, вожака другой китайской молодежной организации во Франции. Полиция устроила обыск на квартире, где Дэн Сяопин жил с двумя другими своими земляками. Как свидетельствует протокол, были найдены мимеограф, газеты и книги, в их числе произведения Н. Бухарина.

Распоряжение о высылке не застало адресата. Через Берлин Дэн Сяопин уже уехал в Москву.

Годы, проведенные во Франции, определили жизненный путь Дэн Сяопина, с этого момента он стал профессиональным революционером.

До сентября 1926 года Дэн Сяопин находился в советской столице, где учился в Университете имени Сунь Ятсена. В нем обучалось много его соотечественников. В это время стихли революционные волны в Европе, а на Дальнем Востоке они, наоборот, набирали силу. Советское правительство и Коммунистический Интернационал обращали большое внимание на развернувшиеся там процессы.

Вернувшись на родину, Дэн Сяопин становится подпольщиком. Находится в гуще событий, приобретает опыт политработника, военного дипломата. В гражданскую войну молодой Дэн участвует в Великом походе Красной армии, в антияпонской освободительной войне разрабатывает вместе с военачальниками НОА победоносные операции.

Государство Китайская Народная Республика было образовано 1 октября 1949 года после революции и многолетней гражданской войны. В те годы Дэн Сяопин всемерно способствует укреплению авторитета Мао Цзэдуна как в партии, так и в стране. В 1951 году в статье, посвященной 30-летию основания КПК, он писал: «Китайские коммунисты полностью сознают, что победа китайской революции и установление тесных связей с партией, с китайским народом неразрывно связаны с именем товарища Мао Цзэдуна… Они рассматривают председателя Мао как своего спасителя».

В 1949 году Дэн Сяопин входит в Центральный народный правительственный совет и Народно-революционный военный совет, занимая эти посты до реорганизации в сентябре 1954 года. В 1952 году в качестве заместителя премьера Государственного административного совета КНР он приезжает в Пекин, но когда в 1953 году происходит реорганизация военно- административного комитета Юго-Западного Китая (из названия выпадает слово «военный»), он все еще остается заместителем председателя этого комитета вплоть до 1954 года. Между тем в Пекине на Дэна возлагают все больше обязанностей: его избирают заместителем председателя Народного политического консультативного совета, потом назначают министром финансов, хотя этот пост он занимает недолго – до лета следующего года. В 1952 – 1954 годах Дэн Сяопин входит в состав Государственной плановой комиссии. Воздается впечатление, что его ожидает руководящая роль в высших государственных органах власти.

Он – член комиссии по подготовке первой конституции Китайской Народной Республики. Общая организация и подготовка выборов в парламент – Всекитайское собрание народных представителей – связаны прежде всего с именем Дэн Сяопина: он – генеральный секретарь Центральной избирательной комиссии. После реорганизации государственных органов в 1954 году Дэн Становится одним из заместителей премьера Государственного совета – правительства, одновременно он – заместитель председателя Центрального военного совета.

В мае 1954 года Дэн как отличный организатор назначается на важный в партийном аппарате пост: впервые он становится Генеральным секретарем ЦК КПК, отвечающим за работу отделом ЦК. Эта должность является новой. Правда, подобный пост существовал в 30-х годах, но вскоре после совещания в Цзуньи был упразднен. После VII съезда КПК в Яньани Мао Цзэдун в качестве Председателя КПК сосредоточил власть в своих руках. Вновь учрежденный пост Генерального секретаря, с одной стороны, укреплял структуру партии, с другой – отражал растущую необходимость координации многообразной деятельности партии, насчитывавшей 10000000 членов, по выполнению чрезвычайно сложных задач, стоящих перед страной. Назначение, очевидно, было связано и с исходом первого этапа фракционной борьбы за власть в период после победы революции – в ней Дэн Сяопин сыграл важную роль, выступая на стороне Мао Цзэдуна.

Но вот «большой скачок» 1958 года. Огромный революционный энтузиазм народа, пробудившегося от многовековой спячки, братская помощь СССР, высокие темпы первой китайской пятилетки – эти успехи и достижения кружили голову, создавая иллюзию возможности «прыжка в коммунизм». Мыслилось в срочном порядке многократно увеличить общественное производство, чтобы «догнать и перегнать Англию». «Большой скачок» и его порождение – «народные коммуны» означали широкое насаждение военно-бюрократических методов организации труда и жизни населения, скоропалительную ломку социально- психологической обстановки в обществе. В «народный коммунах» не было оплаты труда в соответствии с его качеством и количеством. В распределении господствовала уравниловка, были обобществлены мелкий домашний скот, птица, домашняя утварь, ликвидированы приусадебные участки.

Чем обернулся на практике лозунг «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья», известно. Промышленное производство к 1962 году сократилось почти вдвое по сравнению с 1960 годом. Сбор зерна стал ниже уровня 1952 года. Голод, олицетворявший старый Китай, стал распространенным явлением в КНР.

Сегодня волюнтаристский эксперимент конца 50-х годов критически осмыслен в КНР. Но тогда было весьма непросто выступить против курса, предложенного Мао Цзэдуном, под ультралевыми лозунгами в действительности проводить прямо противоположную линию в народном хозяйстве. Именно в тот период, судя по всему, у Дэн Сяопина идет критическое осмысление «руководящих указаний» вождя, растет понимание необходимости реалистического подхода к решению назревших проблем страны.

Во время «культурной революции» многие политические деятели, в том числе и Дэн Сяопин попадают в немилость. Им предъявляются самые нелепые обвинения.

Список обвинений, предъявленных Дэн Сяопину, по сравнению со списком, предъявленным другому китайскому деятелю Лю Шаоци, носит умеренный характер. Политические обвинения в адрес Дэна, перечисленные в публикациях хунвэйбинов, следующие: акции, проведенные в качестве Генерального секретаря партии без соответствующих полномочий; осуждения культа личности, что нанесло ущерб положению Председателя Мао; оскорбление идей Мао Цзэдуна на конференции в 1961 году, провозглашение в сельскохозяйственной политике лозунга «Неважно, какого цвета кошка – белая или черная, лишь бы она хорошо ловила мышей»; введение системы ученых степеней и званий в 1963 году (впоследствии Дэн, будучи человеком настойчивым, введет ее вновь); «ослабление руководящей роли партии» введением устава высшего образования из 60 пунктов в 1961 году; отклонение от политики Мао в области просвещения, основанной на сочетании умственного и физического труда; несогласие с критикой со стороны Мао в области культуры; подавление выступлений «революционных студентов» в Пекинском университете; подавление массового движения в начале «культурной революции» с помощью рабочих групп. Это политические обвинения, и они становятся преступлениями в условиях борьбы за власть в период «культурной революции». Все это дополняется сплетнями вроде того, что Дэн еще со времени пребывания во Франции большой любитель игры в бридж, привозил своих любимых партнеров в Пекин на «специальном самолете». Разумеется, во время «культурной революции» бридж тоже преступная буржуазная страсть…

Когда самокритика стала неизбежной, Дэн прибегал только к таким формулировкам, из которых следовало, что он, согласно критериям тех, кто его обвинял, не соответствует занимаемой должности. В декабре 1966 года, когда хунвэйбины организовали собрание по «борьбе против буржуазного штаба во главе с Лю Шаоци и Дэн Сяопином», последний, по их заявлениям признал лишь, что его мировоззрение и дела не соответствуют идеям Мао Цзэдуна. «Мой отрыв от масс ясно показал, что я не соответствую тем функциям, которые возложил на меня Центральный Комитет. Ошибки, совершенные мною во время «культурной революции», показывают, что моя мелкобуржуазная и интеллигентская идеология не перестроилась соответствующим образом». Дэн заявил также, что он искренне желает перестроиться – такова была в то время цена жизни. Но это заявление не спасло его от ареста, а его семью – от произвола хунвэйбинов. Сын Генерального секретаря партии Дэн Пуфан был в то время студентом университета Цинхуа. В 1968 году группа хунвэйбинов допытывалась у него, где найти отца, чтобы расправиться с «лицом номер два, облеченным властью в партии и идущим по капиталистическому пути». Ему угрожали, его избивали, но тщетно – Дэн Пуфан молчал. Тогда разъяренные мучители выбросили его с третьего этажа. С тех пор у сына Генерального секретаря, бывшего Генерального секретаря парализована нижняя половина тела. «Сын контрреволюционера» кочевал из одной больницы в другую, часто метался в горячке, не получал ни стипендии, ни зарплаты, а чтобы хоть как- то заработать на пропитание, лежа в кровати, плел корзины. Дэн Пуфан остался в живых благодаря наставнику Ван Фэну, прибывшему в университетскую клинику в составе рабоче-крестьянской группой пропаганды. Обратив внимание на состояние юноши-инвалида, он сделал так, чтобы Дэн Пуфан получал хотя бы самое необходимое лечение. В то время это был рискованный поступок. Другие члены семьи Дэн Сяопина, три дочери и сын, были посланы на периферию «на перевоспитание» и только через несколько лет смогли вернуться обратно…

Руководители, потерпевшие поражение в «культурной революции», были подвергнуты домашнему аресту, они не могли больше показываться перед общественностью. Хунвэйбины врывались в их дома, чтобы расправиться с ними. Последовало секретное указание, до сих пор не известно чье, об аресте Дэн Сяопина. Два года он провел один, изолированный от мира. Об этом написала позднее его дочь, но из ее лаконичных слов даже неясно, идет ли речь о домашнем аресте или о тюрьме.

В таком положении находился Дэн даже во время IX съезда КПК, который проходил 1 – 24 апреля 1969 года. Его подготовка началась еще в ноябре 1967 года с секретного циркуляра, в котором прежде всего было сказано, что Лю, Дэн и другие не могут быть делегатами съезда. В условиях внутренней борьбы и неразберихи для организации съезда понадобилось еще 2 года…

В это время КНР становится на грань гражданской войны. С января 1967 года власть переходит от партийных и государственных органов к «революционным комитетам», иногда при открытой поддержке армии. Из-за этого вооруженные силы тоже раскололись, поддерживая различные организации хунвэйбинов и цзаофаней («бунтовщиков»). Начались вооруженные столкновения в провинциях. Происходили массовые аресты. Роль армии в обществе сильно возросла. Чуть не началась война между СССР и КНР.

В 1973 году при содействии Премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая Дэн Сяопин возвращается из ссылки. В Пекине он вновь на руководящей работе. В 1975 году его назначают заместителем председателя ЦК КПК, заместителем Премьера, начальником Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. Дэн Сяопин фактически участвует в руководстве повседневной работой Центрального Комитета, активно и последовательно начинает исправлять ошибки «культурной революции», которая как впоследствии не раз отмечалось в китайской печати, явилась тяжелым «стихийным бедствием для партии и народа».

Состояние дел в стране тревожило его «Сегодня хуже, чем вчера», так он оценивает обстановку. Для этого у него были все основания. Дэн Сяопин лично выезжал знакомиться на местах с положением в сельском хозяйстве и промышленности. В порядке выправления положения предлагает программу «трех расширений и одного закрепления»: расширение приусадебных участков, расширение свободного рынка в городе и деревне, увеличение числа самоокупаемых мелких предприятий и закрепление производственных заданий за крестьянскими дворами. Он критически оценил положение дел на Дацинских нефтепромыслах, которые Мао Цзэдун выставлял примером для подражания всем работникам промышленности.

Главной задачей, суммировал Дэн Сяопин, должны быть «четыре модернизации»: модернизация сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники. На первом месте – сельское хозяйство как основа экономики страны.

После многих лет хаоса Дэн Сяопин призывал к восстановлению порядка. В то время для этого нужно было обладать немалым мужеством: ведь аппарат пропаганды и информации полностью находился в руках «банды четырех». Она по- прежнему ставила «политику» на первое место, провозглашала лозунг «плыть против течения»; руководство на местах большей частью находилось в руках людей, отличившихся во время «культурной революции», которые были гораздо опытнее в «политике», чем в вопросах производства. Славить Мао и кричать о продолжении революции намного проще, чем брать на себя ответственность за решение экономических вопросов и бороться за укрепление дисциплины. Таким образом общий мотив выступлений Дэна – это постоянное подчеркивание значения дисциплины, производства, организованности, призывы к смелым выступлениям, осуждение анархии и фракционности. А базой для всего этого служит критический анализ положения, сложившегося в предшествующие годы, в том числе и в то время, когда официально трубили лишь об успехах. Дэн думает по- другому: «Мы не можем себе позволить всегда рассказывать одни хорошие новости». Военнослужащим Дэн говорит, что во времена Линь и Бяо, особенно на последнем этапе его руководства (то есть в период «культурной революции»), в армии была большая неразбериха, штаты раздуты невероятно, а это деньги, выброшенные на ветер, ведь такая армия небоеспособна, она не сможет воевать.

Хозяйственным руководителям Дэн разъясняет, что хотя в сельском хозяйстве положение в данный момент лучше, но на человека приходится всего 304,5 кг зерновых. Запасы зерна не такие уж большие, крестьяне не сводят концы с концами. В промышленности не используются производственные мощности, и если производство не выправится, то выполнение пятилетнего плана окажется под угрозой срыва.

Дэн Сяопин прежде всего хотел вселить уверенность в кадры, потерявшие ее в результате многочисленных и часто противоречивых кампаний прошлых лет.

Другая проблема – реабилитация несправедливо скомпрометированных людей. «Где в дело впутано и не реабилитировано такое количество людей, можно ли мобилизовать массы на активные действия?» – ставит он вопрос.

В это время страну захлестывает вакханалия демонстраций, собраний и митингов, призывающих покончить с «автором буржуазной теории о белых и черных кошках». По своему накалу и буйству кампания напоминает «культурную революцию», тем паче, что, согласно тогдашнему Уставу КПК, ее следовало проводить каждые шесть – восемь лет. Опальный лидер бежит и скрывается от гнева сторонников казарменного коммунизма где-то в южных районах Китая.

В октябре 1976 года, после смерти Мао Цзэдуна, с политической арены Китая устраняется «четверка» деятелей, известных совей приверженностью ультралевому курсу. (В Китае «бандой четверых» называют Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, которые составляли ближайшее окружение Мао Цзэдуна в годы «культурной революции». Осенью 1976 года, после смерти Мао, они были арестованы, позднее преданы суду и получили суровые приговоры.) А через год при поддержке старой партийной гвардии к активной политической жизни вновь возвращается Дэн Сяопин. Он – на руководящих партийных и государственных постах – на XI съезде КПК в 1977 году его избирают заместителем председателя ЦК КПК, в 1982 году на первом пленуме ЦК КПК двенадцатого созыва он выдвигается в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК и становится председателем Центральной комиссии советников.

В декабре 1978 года на третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва по инициативе Дэн Сяопина принимается важное стратегическое решение. Вместо прошлой линии «браться за классовую борьбу как за решающее звено» центр тяжести работы всей партии и всей страны переносится на социалистическую модернизацию. Страна начинает трудный путь поворота от волюнтаристских установок к постепенному строительству социализма в отсталой полуфеодальной стране.

Поворот непростой, проходивший и идущий болезненно. Даже авторитета Дэн Сяопина не всегда хватало, чтобы убедить своих оппонентов, причем немало было среди них и тех, кто лишь несколько лет назад скрывал его от «четверки» и приложил немало усилий к его возвращению в руководство КПК и КНР. Одни обвиняли его в «реставрации капитализма», другие, напротив, требовали более существенных сдвигов в либерализации как во внутренней, так и во внешней политике страны.

Жизнь доказала правоту и правомерность предложений Дэн Сяопина в его многолетнем политическом споре со сторонниками уравниловки и «казарменного коммунизма». При его непосредственном участии в 1981 году на пленуме ЦК КПК было принято «решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР». Этот документ в корне отрицает «культурную революцию», лихорадившую страну на протяжении десяти лет, исправляет ошибки, допущенные Мао Цзэдуном в последние годы жизни, и в то же время дает правильную и исчерпывающую оценку тому вкладу, который он внес в дело китайской революции.

Реформы, начатые Дэн Сяопином, в КНР называют второй революцией.

На XIII съезде КПК (октябрь – ноябрь 1987 года) он твердо настоял на своем выходе из состава ЦК, сохраняя, правда, пост председателя Центрального военного совета ЦК КПК. Этот шаг Дэн Сяопина, Ли Сяньняня и Чэнь Юня по их общей договоренности стал важной мерой на пути омоложения руководящего состава партии.

В последние годы жизни Дэн Сяопина в его семье было 16 человек четырех поколений. Дэн Сяопин никогда не вмешивался в дела своих детей и внуков и не стремился оказать им протекцию. Такое жизненное кредо в Китае встречается достаточно редко.

Умер Дэн Сяопин в 1997 году.