info@polit-techeniya.ru


 

Новости России




Английский либерализм

Общие сведения

В последней трети восемнадцатого века Англия стала постепенно превращаться в капиталистическую державу мира, да к тому же еще и в ведущую. Такая тенденция была обусловлена множеством факторов и явлений. Если обратиться к историкам тех временем, то описание основополагающих процессов делали по-разному. Они же давали разные объяснения и оправдания для случившихся социально-исторических перемен. В ту пору стали обсуждать тему благодетельной роли частной собственности, ее поощрения и защиты и т.д.

Что двигало поступками индивидов, как частного собственника? Говорят, что имели место быть спонтанные импульсы, трезвый расчет, но на благо своих же интересов. Расчет был широким по диапазону. Иногда человек стремится удовлетворить сугубо эгоистический интерес, а иногда хочет отстоять свою собственную позицию среди себе подобных граждан.

Бентам и его теории

В английском либерализме прославился такой человек, как И. Бентам. Он выступил родоначальником теории утилитаризма, которая вобрала в себя идеи Локка, Гоббса, Юма, а также материалистов, живших в восемнадцатом веке. В основе его теории были 4-е постулата:

• Получение удовольствия, отсутствие страданий, построение своей дея-ти на этом;

• Полезность, возможность должна выступать ср-вом решения задачи;

• Нравственность как способ обретения наибольшего счастья для огромной аудитории людей;

• Достижение гармонии со всеми.

Взяв за основу постулаты, Бентам анализировал политику, гос-во, право и законодательство. Чтобы ознакомиться с его теориями, можно прочитать такие произведения, как «Фрагмент о правительстве», «Принципы законодательства» и т.д. Английский либерализм невозможен без рассмотрения личности Бентама. У него было не обычное лицо, но между тем, именно он разработал ядро движения, положение о свободе индивида и многих других вещей. Мужчина не акцентировал свое внимание на свободе отдельного человека. Ему были важны безопасность и интересы личности. Каждый человек должен заботиться о себе самостоятельно, думать о благополучии и не рассчитывать на помощь извне. Он сам должен понимать, а какие у него интересы в жизни, чем он может быть полезен для общества. Нельзя притеснять индивидов. Категория «свобода» претила мужчине сильнее всего, так как он видел в ней некий фантом и продукт умозрения. Нет особой разницы между своеволием и свободой.

Бентам видел в свободе и правах личности истинное воплощение зла. Они не получали у него признания или отвержения. По его словам, не нужна была школа естественного права, не нужны были политико-правовые акты, которые возникли под воздействием вышеназванного учреждения.